19:07 

И снова он, родимый, календарь...

Cat Si
Audi, vide, sile...
Сегодня, друзья мои, я расскажу вам о том, как выглядит мой собственный славянский календарь. Почему мой собственный, и с какой стати он тогда славянский, если он мой собственный? Всё просто. За основу я взяла два календаря: современных славянских язычников и русский народный календарь. Оба они являются природными и аграрными, а потому даты в них проставлены по принципу «средней по больнице», что и стало моим любимым камнем преткновения. Я долго вертела год и в одном и в другом направлении, и в какой-то момент нашлось положение, которое меня устроило и красиво вписалось в мои представления о стройности и ладности. Так и появился мой собственный славянский календарь.
Самым сложным было отстраниться от понятий месяцев и недель, которые очень плотно засели в сознании современного человека, и моё не стало исключением. В духе «ну, куда же девать праздники, которые празднуются в течение недели или в пятницу после такого-то дня». Тогда я решила оставить этот вопрос на потом и занялась общим кругом. Выписав несколько лет подряд, я отметила все дни равноденствий и солнцестояний, так как ни для кого не секрет, что у славян основным крестом был именно солнечный, и попыталась найти закономерность. А было это так: сначала я совместила летнее солнцестояние, ведь что может быть ярче этого праздника, который до сих пор собирает вокруг себя тысячи людей в хороводы вокруг купальца. Но ничего толкового не получилось. Потом я решила попробовать совместить осеннее равноденствие, так как в русском народном календаре именно оно указано как новолетье, но снова последовательность сбивалась. То же было и с масляной, её я тоже попробовала, так как мне очень не хотелось брать за начало года зимнее солнцестояние, ведь получалось бы слишком современно. Но когда не сложилось с тремя другими, я взяла за начало года святочный цикл, и, о чудо, у меня враз встали на одну линию и масленица, и таусень, правда купала, всё равно, выпадала, но уже не съезжала, а просто чередовалась, я с лёгкой руки сделала этот праздник двухдневным. И, что забавно, у меня получились високосные года, только приходились они не на те, которые високосные у нас, а «лишний» день приходился на святочную неделю, добавив тринадцатую ночь.
Когда с точками начала-конца всё стало более-менее стройно, я перешла к не так чётко привязанным праздникам. И хотя многие ставились идеально, например велесов день, который получился ровнёхонько между мариным днём и масленицей, были и те, даты которых звучали как «за две недели до», или иным каким подобным образом. Тогда я сделала небольшой перерыв на размышления о том, что же такое праздник и как его уписать в современный мир тех людей, что живут в городе, которые не сеют и не жнут, которые не разводят скот и не ходят на охоту. У меня даже есть небольшая заметка на эту тему. Приведя, таким образом, мысли в порядок, в очередной раз вернув себя из седой старины в день сегодняшний, я пришла к мысли, что совсем отказываться от недель и месяцев, составляя календарь, которым предстоит пользоваться в современном мире, идея не самая хорошая. В результате, праздники, связанные с неделями, например дедова неделя, тоже спокойно встали в мой календарь. Возможно, до того как на Русь пришла, вместе с христианством, семидневная неделя, эти «недели» были кратны трём или четырём, а может тем же семи дням, но сегодняшний мир живёт «седьмицами». Мне кажется, нет ничего предосудительного в том, что бы при определении особого времени пользоваться привычными для современного человека инструментами.
Чем же мой календарь отличается от календаря современных язычников? Ну, на самом деле там не много отличий, хотя они есть. Первое, у меня нет ни живиной (с 30 апреля на 1 мая), ни мариной (с 31 октября на 1 ноября) ночи, которые у меня вызывают острое ощущение ворованности, и ничего поделать с собой я не могу, хотя словосочетание «годовой круг» или «годовое колесо» меня не напрягает. Второе, кощеева ночь, никак не связана с 29 февраля, она приходится на середину тринадцатидневных святок (ближайшая — с 27 на 28 декабря 2017 года). Третье, мне очень нравится концепция безвременья, периода от смерти старого солнца и до рождения нового, и не очень нравится идея водокреса как праздника воды, в то время как идея создания нового мира от искры сворожьего огня, павшей в дремлющие первичные воды, для меня весьма впечатляюща и очень к месту. В результате, на зимнее солнцестояние у меня приходится Карачун (что, в переводе на современный русский, значит Смерть), последний день старого солнца, следующие двенадцать ночей — святки, время без границ и без правил, время мёртвого солнца. В современном языческом календаре святки оканчиваются водокресом, в чём видится пересечение с христианской традицией, где святки идут с рождества до крещения, но сама традиция купания в проруби, бытующая в традиции русской церкви, настолько остро отдаёт язычеством, что приписывать её происхождение христианству — неправомерно. В отличие от христианской традиции, где как раз на зимнее солнцестояние рождается бог (просто напомню, что именно с солнцестоянием связано установление этого празднования в христианской церкви), в языческом календаре в этот день солнце умирает, потому и наступает безвременье, потому и костры жгут, потому и в личины рядятся. Когда же рождается солнце? А тогда, когда рождается новый мир, когда из сварожьей кузницы выпадает искорка малая и падает в ледяные воды, тогда рождается новое солнце, тогда и день на воробьиный скок прибавляется (пусть это всего лишь воробьиный скок, но это уже то прибавление, которое можно заметить). И вот эти, освящённые искоркой, воды смывают всё то, что могло прицепиться за время безвременья, омывают новорождённый мир, омывают новорождённое солнце. Потому у нас люди сами в проруби купаются, а в некоторых других местах, в Болгарии, например, что бы народ в холодную воду лез, туда крест кидают (надо полагать, что в начале традиции крест был хорошо украшен и стоил не мало). Вот тогда-то в моём календаре и стоит Коляда (что, по некоторым источникам, переводится на современный как Рождение), тогда, когда в языческом календаре стоит водокрес.
Четвёртое отличие моего календаря от современного языческого — непереходящие дни праздников, таких как макошин день или кудесы. Да, конечно, я использую неделю как меру особого времени, но не везде меня это удовлетворяет. Там, где мне кажется куда более логичным просто посчитать дни и отметить серединку, я так и поступаю. При этом, даты не всегда статичны относительно светских, они статичны друг относительно друга, так от летнего сварожья и до перунова дня всегда двадцать дней, но в один год перунов день 21 июля, а в другой 20. Это всё связано с несовпадением високосных годов в привычном и в моём варианте календаря. Зато, лично мне, такая система кажется куда как более логичной и устраняющей из этой системы христианский литургический цикл, который как раз неделями и считает (например, известные многим родительские субботы).
Вот так вот, провозившись почти год, я выстроила для себя тот вариант календаря, который удобен и логичен, в первую очередь, для меня самой. Но я считаю, что информация должна распространяться, потому, я делюсь своими мыслями с вами, мои дорогие друзья, дочитавшие мой опус до этого финального аккорда. Если вам понравится такая система, то можете спокойно пользоваться этим календарём. Возможно, позже, я соберусь с духом и напишу обо всех праздниках, которые пометила там.
Календарь на 2015-18 годы

@темы: Размышления, Славяника

URL
Комментарии
2015-12-09 в 20:12 

Элен Тару
Сквозь координаты чудес...
Ссылка, к сожалению, не открывается. А интересно посмотреть.

2015-12-09 в 20:51 

Cat Si
Audi, vide, sile...
Элен Тару, поправила, теперь должно открываться всё ))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Осеннее Измерение

главная